"Овен" откроет "Лики любви"
21 декабря 2001 г.
Два события, проводимых под эгидой кинокомпании "Кинотавр", в этом году
совпадут по времени. Национальная премия кинокритики и кинопрессы "Золотой
Овен" обычно вручается в конце декабря, но на этот раз, в связи с болезнью
президента Гильдии кинокритиков Мирона Черненко, ее решено перенести на 13
января. Таким образом, торжественная церемония откроет ежегодный
международный фестиваль "Лики любви" и тем самым предоставит возможность
"вручантам" и "получантам" поздравить друг друга со Старым Новым
годом.
Результаты голосования 43 членов экспертного совета, выбравшего лучших из
списка картин, получивших большинство из 250 голосов критиков и
журналистов, уже есть. Но до церемонии они не должны быть никому известны,
хотя в кулуарах обсуждают "утечку", а мне даже назвали имена победителей.
Но я не буду их оглашать, тем более что уверенности в точности информации
нет никакой.
Лучшим фильмом года, по мнению критиков, могут стать "Второстепенные люди"
Киры Муратовой, "Телец" Александра Сокурова, "Романовы: Венценосная семья"
Глеба Панфилова или "Нежный возраст" Сергея Соловьева. То, что фильмов
четыре, а не три, как обычно, говорит о том, что критерии у разных критиков
довольно сильно расходятся. Собственно, эти же произведения фигурируют и в
других номинациях. На лучший сценарий помимо "Тельца" и "Возраста"
претендует "Механическая сюита" Геннадия Островского, среди претендентов на
лучшую женскую роль -- Екатерина Васильева в фильме "Приходи на меня
посмотреть", а из мужчин помимо Леонида Мозгового в роли Ленина на награду
претендуют Алексей Гуськов из "Таежного романа" и Евгений Миронов за
"Август 44-го". Все это мило, но когда посмотришь, с какими западными
фильмами приходится сравнивать наших призеров, становится грустно. На мой
вкус, с "Любовным настроением", "Амели" и "Пианисткой", выбранными в
категории "Лучший зарубежный фильм", по уровню может соревноваться только
"Телец".
Вообще-то, зритель смотрит западное кино и чему-то учится, а российские
кинематографисты в основном смотрят друг друга, и это, видимо, мешает им
двигаться вперед. На фестивале "Лики любви" всем представится возможность
познакомиться с тем, как обстоит дело в кинематографе очень широкого
географического диапазона. Стараниями программного директора Сергея
Лаврентьева этот тематический и легкомысленный фестиваль сегодня выглядит
довольно интересно. Лаврентьев заверил недоверчивых журналистов, что из 18
фильмов конкурса только три куплены для российского проката, а остальные --
чистый эксклюзив. Гордость фестиваля -- участие в его конкурсе картины Яна
Цвитковича "Хлеб и молоко", получившей приз в Венеции за лучший дебют. Наш
обозреватель, помнится, был от фильма не в большом восторге, но дело в том,
что Ян Цвиткович -- лауреат "Ликов любви", он пару лет назад получил
"Серебряную стрелу" за лучшую актерскую работу, и значит, фестивалю почти
родственник.
Подробнее о программе фестиваля мы расскажем ближе к его началу, тем более
что новые для публики имена требуют комментариев. Тогда же станет
окончательно известно, какие знаменитости почтят своим присутствием снежную
Москву. До сих пор идут переговоры с блистательной Анжеликой -- Мишель
Мерсье и с новой звездой -- Кейт Уинслет, готова посетить фестиваль Кьяра
Мастрояни, а Рокко Сиффреди, актер, оставивший карьеру порнозвезды ради
кино, приедет почти наверняка вместе с фильмом "Экстремальная любовь", в
котором видно, какого размера жертву он принес на алтарь искусства.
Еще будут спецпоказы, в том числе для самых стареньких, то есть тех, кто
вырос на дивных мексиканских и индийских мелодрамах. А Марк Рудинштейн
обязательно споет -- песню из фильма "Бродяга" на индийском языке, которую
он помнит с 1954 года.